Обучение
(переподготовка, повышение квалификации)
Дистанционное
обучение
Специальная оценка
условий труда
Производственный
контроль


Аутсорсинг
(сервисное обслуживание)
Методические материалы и стенды Консультационно-методический кабинет по охране труда (бесплатно)


О государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований законодательства о СОУТ

Предлагаем вашему вниманию комментарий к Приказу Минтруда России от 21.04.2017 № 377н «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда».

Предлагаем вашему вниманию комментарий к Приказу Минтруда России от 21.04.2017 № 377н «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда».

Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) (ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее – Закон № 426-ФЗ). От результатов ее проведения зависит в том числе уровень социальной защищенности работников, а именно:
 
– предоставление работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, государственных гарантий и компенсаций, их размеры;
– действия работодателя по улучшению условий труда и обеспечению установленного законодательством уровня охраны труда.
 
Очевидно, что СОУТ у работодателя должна быть качественной, а ее результаты – достоверными. Для этого Роструд и государственные инспекции труда в субъектах РФ осуществляют контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства о СОУТ. А с 16.06.2017 порядок осуществления такого контроля закреплен в комментируемом Административном регламенте.
 

 
ДЛЯ КОГО ДЕЙСТВУЮТ НОВЫЕ ПРАВИЛА
 

Административный регламент распространяется:

– на работодателей, то есть юридических лиц и предпринимателей:
– работников, то есть физических лиц - граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
– организации, проводящие СОУТ.
При этом Административный регламент не действует:
– для надомников;
– дистанционных работников;
– работников, нанятых физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
 
 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТРУДОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ
 

Должностные лица Роструда и трудовых инспекций имеют право:
 
– беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить проверки соблюдения требований законодательства о СОУТ;
– запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для проверки;
– предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;
– составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.
 
При этом должностные лица Роструда и трудовых инспекций обязаны, в частности:
 
– соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей;
– не препятствовать работодателю или его представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к проверке;
– предоставлять работодателю или его представителю информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
– знакомить работодателя или его представителя с документами, информацией и иными сведениями, полученными посредством межведомственного информационного взаимодействия, а также с результатами проверки соблюдения законодательства о СОУТ;
– не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов работников и работодателей при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований законодательства;
– соблюдать сроки проведения проверок.
 
Должностным лицам Роструда и трудовых инспекций запрещено, в частности:
 
– требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
– распространять информацию, полученную в результате проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
– превышать установленные сроки проведения проверки;
– предписывать или предлагать работодателям проведение проверки за их счет;
– требовать от работодателей документы, информацию и иные сведения, предоставляемые посредством межведомственного информационного взаимодействия;
– требовать нотариального удостоверения копий документов, если это не предусмотрено законодательством РФ;
– требовать от работодателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
 
 

СРОКИ ДЛЯ ПРОВЕРОК
 

Продолжительность каждой проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов в год (для малого предприятия) и 15 часов в год (для микропредприятия).
 
В случае необходимости получения документов (информации) в рамках межведомственного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) Роструда или трудовой инспекции не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.
 
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Роструда или трудовой инспекции не более чем на 20 рабочих дней, причем в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, а для микропредприятий – не более чем на 15 часов.
 
Общие для всех видов государственного контроля (надзора) сроки проверок установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 
 
ИТОГИ ПРОВЕРКИ

 
По окончании проверки работодатель получит акт проверки и предписание об устранении нарушений (если они были выявлены). Невыполнение в срок, установленный в предписании, изложенных в нем требований влечет административную ответственность по части 23 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
 
– для должностных лиц – штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
– предпринимателей – штраф от 30 000 до 50 000 рублей;
– юридических лиц – штраф от 100 000 до 200 000 рублей.
 
В случае выявления нарушений, содержащих признаки преступлений, предусмотренных статьями 136, 143, 201, 285, 286, 292, 293, 318, 319 Уголовного кодекса РФ, Роструд или трудовые инспекции направят результаты проверки в следственные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
 
 

ОБЖАЛОВАНИЕ ИТОГОВ ПРОВЕРКИ
 

Подать жалобу на действия (бездействие) и решения должностного лица Роструда или трудовой инспекции можно в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде.
 
В удовлетворении жалобы откажут, если:
 
– имеется вступившее в силу решение суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
– жалоба подана лицом, полномочия которого не подтверждены;
– имеется решение по жалобе, принятое ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
 
На жалобу не дадут ответа, если:
 
– в ней содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угроза жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
– невозможно прочитать какую-либо часть текста жалобы;
– не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) или почтовый адрес заявителя, по которому должен быть направлен ответ;
– текст письменного обращения не поддается прочтению;
– в письменном обращении содержится вопрос, на который заявителю неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
– ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
 


И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ...

 
Ежегодные графики проведения плановых документарных и выездных проверок размещаются на сайтах трудовых инспекций в Интернете в срок до 1 декабря года, предшествующего плановому.
 
 
И.С. Сергеева
Источник:          trudcontrol.ru