(переподготовка, повышение квалификации)
Дистанционноеобучение Специальная оценка
условий труда Производственный
контроль
Аутсорсинг
(сервисное обслуживание) Дистанционное обучение по Промышленной безопасности ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ (бесплатно)
(сервисное обслуживание) Дистанционное обучение по Промышленной безопасности ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ (бесплатно)
Практика предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных или опасных условиях труда
21 апреля состоялся организованный Рострудом круглый стол по вопросам нарушений в сфере предоставления работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, гарантий и компенсаций. В рамках круглого стола был представлен доклад ФГБУ "ВНИИ охраны и экономики труда" Минтруда России о правоприменительной практике и основных нарушениях, встречающихся в этой сфере. В частности, в докладе было отмечено следующее.
Часто встречающимся нарушением в сфере установления гарантий и компенсаций является безосновательное изменение в одностороннем порядке (работодателем) объема, условий и порядка их предоставления. В частности, имеются случаи обеспечения квази-соответствия требованиям трудового законодательства через указание в трудовом договоре на условия предоставления компенсаций и их объемы по факту проведения специальной оценки условий труда. При этом иногда до проведения СОУТ и получения ее результатов все ранее предоставляемые компенсации снимаются, что является грубым нарушением закона. Другой тип нарушений - невключение в договор сведений об условиях труда, нарушение порядка уведомления работника об изменении условий трудового договора. Отсутствие фиксации информации об условиях труда, в том числе посредством дополнительных соглашений, всегда оценивается как нарушение трудового законодательства. Аналогичным образом оценивается и несоблюдение порядка уведомления работника об изменении условий трудового договора после проведения специальной оценки условий труда и изменении условий труда работника. В качестве примера правовой оценки такого нарушения можно привести Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 ноября 2015 г. по делу № 7-542/2015.
Значительная часть вопросов возникает исходя из неоднозначного толкования нормы ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ о том, что условием неизменности компенсационного пакета, т.е. мер, применяемых в отношении работников до вступления в силу данного закона, является сохранение условий труда, явившихся основанием для его назначения. Основанием назначения компенсаций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №870 была занятость во вредных или опасных условиях труда, при этом не было сделано различий между подклассами вредного класса условий труда. В связи с этим возникает вопрос – изменяется ли компенсационный пакет в случае улучшения подкласса вредного класса условий труда, причем вредные условия труда сохраняются. И сопутствующий ему вопрос - что является изменением (улучшением) условий труда, имея в виду, что изменение подкласса 3-го класса условий труда может быть обусловлено изменением критериев оценки, а не фактическим улучшением условий труда. Приведу несколько примеров судебных решений по данным вопросам. Так, Определением СК по гражданским делам Ивановского областного суда от 07 декабря 2015 г. по делу № 33-2796/2015 установлено, что изменение условий труда это изменение организационных или технологических условий труда, т.е. акцент сделан на факте каких-либо изменений в организации рабочего места, технологии производства. Аналогичный вывод содержится в Апелляционном определении СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 27 октября 2015 г. по делу N 33-3761/2015: основанием применения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ, по мнению суда, является объективное улучшение факторов условий труда. Вместе с тем, в большинстве судебных решений и определений суды исходят из того, что факт изменения условий труда считается установленным исходя из результатов СОУТ и подтверждением улучшения условий труда является измененный класс условий труда. В частности, Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 декабря 2015 г. по делу N 33а-16996/2015 содержит вывод о том, что изменение условий труда подтверждается результатами СОУТ. Постановление Суда Еврейской автономной области от 23 июня 2015 г. по делу N 4А-28/2015 содержит похожий вывод: улучшение условий труда - это уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда. Апелляционное определение СК по административным делам Свердловского областного суда от 30 сентября 2015 г. по делу N 33-14176/2015 также содержит указание на то, что изменение условий труда подтверждается результатами СОУТ, а не реализацией плана по улучшению условий труда, внесением сведений об улучшении условий труда в трудовые договоры. При этом на иной трактовке улучшения условий труда (как фактической реализации мероприятий плана улучшения условий труда) в последнем случае настаивала государственная инспекция труда.
Еще одна группа вопросов связана со сроками реализации обязанности работодателя по проведению СОУТ. С учетом переходных положений ч. 6 ст. 27 Закона, СОУТ может быть проведена до 31.12.2018 г., если иное прямо не установлено законодательством. Речь идет о случаях наличия рабочих мет, упомянутых в ч. 6 ст. 10 Закона.
Постановлением Верховного Суда РФ от 22 января 2016 г. № 36-АД15-5 в отношении решений, принятых районным судом г. Смоленска и Смоленским областным судом об отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении, возбужденным Смоленской ГИТ, установлено, что работодатель может проводить СОУТ до 31.12.2018 г., если рабочие места не подпадают под критерии, установленные ч. 6 ст. 10 Закона. Аналогичное решение содержится и в Постановлении Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 91-АД15-5, но в этом случае районный и областной суды Псковской области поддержали позицию ГИТ о том, что непроведение СОУТ является нарушением вне зависимости от переходных положений. В указанном постановлении Верховный суд пришел к выводу, что при вынесении постановления административным органом (ГИТ) не учтены положения ч. 6 ст. 27 Закона и не исследован вопрос о том, предусмотрены ли в штатном расписании общества рабочие места, относящиеся к указанным в части 6 статьи 10 названного Закона.
Таким образом, в силу части 6 ст. 27 в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 Закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г.
Вместе с тем, существует интересный нюанс, указанный в Решении Новосибирского областного суда от 26 ноября 2015 г. по делу N 7-878/2015. При вынесении решения по делу о привлечении к ответственности за непроведение СОУТ с учетом ч. 6 ст. 27 Закона, областным судам была учтена позиция суда низшей инстанции о том, что эти положения не подлежат применению в случае, если рабочие места созданы до 01.01.2014 г. и аттестация указанных рабочих мест по условиям труда ранее не проводилась.
Некоторые судебные разбирательства затрагивают и вопрос о том, с какого момента исчисляется установленный Законом 6-ти месячный срок проведения СОУТ и может ли быть этот срок прерван. Вопрос, возникающий в связи с применением норм о сроках проведения внеплановой СОУТ, связан с тем, является ли наступление одного из случаев, являющегося основанием для проведения внеплановой СОУТ, основанием для продления сроков проведения СОУТ. В частности, Новосибирским областным судом было рассмотрено дело, в рамках которого организация была оштрафована ГИТ за непроведение СОУТ по результатам проверки Новосибирской прокуратурой. Заявитель – представитель организации - указал, что должность была введена в штатное расписание 4 августа 2014 г. и срок для проведения СОУТ истекал 4 февраля 2015 г. (6 месяцев). При этом в октябре работник в этой должности получил травму, что является основанием для проведения внеплановой СОУТ. Таким образом, в организации расценили, что они обязаны провести СОУТ не до 4 февраля 2015 г., а внеплановую СОУТ в течение 6 месяцев со дня несчастного случая, т.е. до апреля 2015 г., таким образом, «продлив» 6-ти месячный срок проведения СОУТ со дня создания рабочего места еще на 6 месяцев со дня наступления несчастного случая, который произошел ранее окончания установленного срока проведения СОУТ. Решением Новосибирского областного суда от 12 января 2016 г. по делу N 7-1/2016 было установлено, что Законом не предусмотрено, что течение указанного в пункте 1 части 1 статьи 17 Закона шестимесячного срока может быть прервано каким-либо событием, в том числе наступлением несчастного случая, переводом работника на вновь образованную должность и продляется на срок, установленный пунктом 6 части 1 статьи 17 Закона. Таким образом, течение 6-ти месячного срока проведения СОУТ не может быть прервано каким-либо событием.
Судами разрешается вопрос и о том, с какого момента возникает обязанность работодателя провести СОУТ при создании рабочего места: со дня введения должности в штатное расписание или со дня начала фактической эксплуатации рабочего места, т.е. когда работник приступил к исполнению трудовых обязанностей на рабочем месте. Так, Постановлением Самарского областного суда от 12 февраля 2016 г. по делу № 4А-75/2016 установлено, что введением в эксплуатацию рабочего места фактически является утверждение штатного расписания и (или) иных признаков фактического наличия рабочего места (например, утверждена должностная инструкция, имеется инструкция по охране труда и т.п.). Ряд решений судами принимались и в отношении ситуаций исполнения обязанностей по вновь введенной в штатное расписание должности или переименовании должностей. Так, Решение Тамбовского областного суда от 09 ноября 2015 г. по делу N 7-353/2015 содержит указание на то, что при исполнении обязанностей по должности, включенной в штатное расписание, без изменения работником рабочего места, организация не обязана проводить специальную оценку условий труда. Это относилось к случаю, когда в организации была введена новая должность, а исполнение обязанностей по ней было возложено на работника без изменения его фактического рабочего места, по которому оценка условий труда уже была проведена.
Похожие по сути выводы содержатся в Решении Красноярского краевого суда от 24 декабря 2015 г. по делу № 7р-1262/2015. В одной из организаций в отношении должности сменного капитана была проведена аттестация рабочего места в 2013 г. Позже эта должность была выведена из штатного расписания, а вместо нее введена должность старшего помощника капитана. Транспортным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, при этом данная позиция не была поддержана ГИТ, равно как и краевым судом. В мотивировочной части решения было указано, что изменение наименования должности (изменения в штатном расписании) при фактическом сохранении трудовых функций и рабочего места, подтвержденном должностными инструкциями, не является основанием для проведения специальной оценки условий труда для вновь созданного рабочего места.
Касательно проведения первичных и периодических медицинских осмотров, значительная часть судебных разбирательств связана с вопросами правомерности увольнения работников по п. 8 ч. 1 ст. 77, т.е. в связи с невозможностью работодателя предоставить иную работу при условии медицинских противопоказаний к занятости на работах с вредными условиями труда.
При наличии подтверждающих документов (медицинских заключений) суды соглашаются с решениями работодателей об увольнении работников, что нашло отражение, например, в Апелляционном определении СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 01 марта 2016 г. по делу № 33-687/2016. При этом, однако, необходимо отметить, что если речь идет о случаях, когда медицинское противопоказание связано с воздействием конкретного фактора, а класс условий труда является вредным не в связи с превышением уровня этого фактора, решение об увольнении может быть признано незаконным. Т.е. в случае противопоказаний важен не просто факт занятости во вредных условиях, а именно вредный класс по фактору, в отношении которого установлено противопоказание. Также, нарушением является увольнение работника на основе медицинского заключения, но без проведения оценки условий труда, которые должны быть основой медицинских заключений. Так, в Апелляционном определении СК по гражданским делам Курганского областного суда от 04 февраля 2016 г. по делу № 33-477/2016 установлено, что работник был уволен на основании выданного медицинского заключения с противопоказанием к работе в условиях пониженных температур. При этом фактор пониженной температуры был указан работодателем в направлении на медосмотр без проведения специальной оценки условий труда, хотя наличие вредного фактора может быть установлено, как правило, по результатам оценки условий труда.
В части досрочного пенсионного обеспечения основные нарушения связаны с неуплатой работодателями страховых взносов по дополнительным тарифам, либо неправильный расчет подлежащих к уплате страховых взносов.
Напомним, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 закона, при указанных в данном законе условиях. При этом периоды работы к учету, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 соответствующей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по указанным работам соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (часть 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В силу части 8 статьи 35 указанного закона положения части 6 статьи 30 не препятствуют учёту в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам. При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 статьи 30 закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведённой в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
В связи с тем, что некоторые работодатели не уплачивают соответствующие страховые платежи, судебные решения по делам о назначении досрочной пенсии решаются преимущественно в пользу работников, при этом на работодателей обращаются взыскания по уплате соответствующих платежей за период с 1 января 2013 г.
По материалам www.vcot.info